Паркур как культура будующего
В фантастике есть куча вариантов описания будущего. Если не брать варианты войны, масштабной катастрофы и вообще какого-либо апокалипсиса, то остаются преимущественно картины урбанизированного мира, крайне неровной экологии и тоталитарного режима. Однако в своем разнообразии практически ни один автор не развивает элементы, которые должны подвергаться изменениям в первую очередь – традиции и нормы передвижения на своих двоих. Отставим в сторону смелые решения вроде генетической модификации членов общества вплоть до добавления им крыльев. Мэйнстрим НФ отображает футуристичный дизайн одежды, растущую скорость транспорта, прогресс в сфере оружия и всяческой техники – но практически везде обычные граждане ходят по улицам точно так же, как и в наше время. Само по себе это уже нереалистично, учитывая, что нормы ходьбы изначально придуманы обществом и отнюдь не оптимальны – к тому же они имеют свойство меняться с каждым поколением. Ведь, грубо говоря, всегда можно пробежать по траве, сократив путь до конца дороги. Остается лишь соответствующим образом подготовить траву. И одежду. И здесь нам на помощь приходит культура паркура. Не будем затрагивать то, что все мы более или менее знаем о паркуре. Потому что очень много людей понимают это слово превратно, в основном из-за того, что в нашей стране это понятие извратили до невозможности. Если кто еще не знает, то паркур – это система физического передвижения из одной точки в другую за минимум времени с сохранением максимума энергии, без применения вспомогательных средств. Иными словами, практически всегда это бег по оптимальному маршруту, подходящему для вашего физического развития. Каждая преграда, будь то стена, колючая проволока, широкая яма или вооруженный человек, рассматривается как препятствие, которое нужно преодолеть. Говоря совсем простым языком, паркур – это то, чем было бы обычное пешеходное движение, если бы не существовало рамок поведения, навязанных обществом. Говорить о паркуре со взрослым, здравомыслящим человеком сложно – потому, что этот человек по понятным причинам просто не воспримет паркур всерьез. И отчасти будет прав. Поэтому я не стану расписывать преимущества этой культуры, а просто предложу обратиться к некоторым фактам. Посмотрим правде в глаза: бегущий по улице взрослый человек в наше время способен вызвать и ухмылку, и опасение, но никто из нас не постесняется перейти на бег, опаздывая на поезд, или перемахнуть через забор, оставив на гвоздях клочья одежды, если приходится спасаться от грабителей. Так что цель оправдывает средства – но так ли нам необходима какая-то высшая цель, чтобы начать использовать свои ресурсы более рационально? Вспомните любой из ваших обычных маршрутов – например, дорогу в ваш любимый магазин. Представьте, что вам позволено добраться до магазина любым способом, который вы можете себе вообразить (велосипед брать не надо). Пешком, используя лишь ваши ноги, руки и голову. Уже сейчас вы найдете весьма интересный способ. Пойдем дальше. Вообразите, что ваша физическая форма в совершенстве, вам не составляет труда забраться на крышу ближайшего гаража, перепрыгнуть через движущийся автомобиль, забраться по водосточной трубе, пробежать в спринте приличное расстояние по прямой и т.д. Никто не покрутит пальцем у виска, вы себя отлично чувствуете, и вообще – вы повелитель мира. По крайней мере, в своей душе. Наконец, давайте предположим, что описанный выше способ – норма. То, что делаете вы, может сделать каждый, и совершенно свободно. На практике такого не будет никогда – вы просто не отыщете столько физически крепких людей в любое время. Если вы дочитали до этих строк и не покинули тему с хохотом, то продолжим. Вы можете сказать, что такой способ вам элементарно не подходит, в силу ваших привычек, убеждений и воспитания. Никаких проблем. Однако практическую целесообразность такого способа, полагаю, отрицать сложно. Как и ценность хорошего физического развития. Но сейчас мы говорим не о нашем времени, и не о нашем поколении. Мы говорим о том, что наверняка ожидает наших ближайших потомков. Простая аналогия: танцы. Возьмите эволюцию поведения людей на вечеринках начала 20 века, тридцатые годы, шестидесятые, девяностые и сейчас. Разница, думаю, ни от кого не ускользнет. Население развивается по пути освобождения. И те же изменения в обязательном порядке ожидают культуру передвижения по улицам, просто они протекают чуть медленнее. По нашей мостовой уже не пройдет доктор Ватсон с тросточкой, однако людей его же возраста, двигающихся быстрее раза в два, вы найдете в избытке. Эволюция норм и традиций – это факт первый. Отсюда вытекает факт второй: мы живем в эпоху роста скоростей по всем параметрам. Когда-то люди смеялись над увеличением скорости автомобилей – ведь двадцать километров в час хватит за глаза! Лет двадцать назад производители компьютеров устраивали целые рекламные компании новых модулей памяти по принципу «Предел достигнут – время обзавестись!». Однако массовое стремление людей к увеличению собственной скорости передвижения и сохранения времени – игнорируется. Подчеркиваю – массовое. Ведь в той же фантастике, в мире будущего элементы паркура есть, но достаются они разве что главному герою. Возьмем простейший, мелочный пример: в любом фильме о современности вы найдете моменты, где главный персонаж перебегает дорогу в неположенном месте, спасаясь от преследователей, мчится по крышам, проводит бои на прорыв, ходит по карнизу и совершает многие другие действия, которые явно ему помогают. Остальная массовка просто бродит по улицам с унылыми лицами, всячески поругивая нашего героя. Поднимем временную планку выше. В фильмах вроде «Эквилибриум» или «Эон Флакс» персонажам даруют идеальную физическую форму, помещают их в ситуации, где они совершают телодвижения на грани человеческих способностей, что и ставит их выше простого народа. Простите, но почему у простого народа отнимают те же качества, те же желания? Вероятно, картина охваченного паркуром человечества представится современному зрителю по меньшей мере дикой. Сделать вывод можно уже сейчас: изменения в скорости и манере пешеходов грядут непременно. Вопрос в том, насколько это будет упорядочено. В нашей стране паркур только начинает развиваться. Разумеется, как и все новое, он стал молодежной модой. И его же приспешники в своей массе опошляют идеи паркура, как в девяностых было практически похоронено народное уважение к восточным единоборствам, когда выросла куча откровенно ненужных секций, сопровождающаяся всплеском криминала. Переходим к факту третьему: неверному восприятию паркура в народных масштабах. Отцами-основателями паркура являются Дэвид Белль и Себастьян Фука. Белля вы могли видеть в популярном фильме «13й район», где он представил паркур во всей красе. Себастьян - тот самый негр на стройке в фильме "Казино Ройяль". Паркур, он же фриран, представляет собой организованный образ жизни, включающий, само собой, свободный бег везде, где это возможно и нужно, гимнастику, билдеринг (карабканье по стенам и крышам зданий), атлетику (вы же не хотите, чтобы вас остановил первый же забор?), боевые искусства (без комментариев), медитацию и философию. Следует сразу учесть, что настоящий, чистый паркур вы найдете очень мало где. Интернет переполнен кучей любительского видео, демонстрирующего чуть ли не обдолбанных гопников, совершающих различные акробатические трюки где попало. Это не паркур. Настоящий трейсер (человек, занимающийся паркуром) никогда не станет попусту расходовать силы. Он совершит кувырок только для того, чтобы не разбиться при прыжке с большой высоты, или для сохранения скорости – но не сделает это почем зря. Тем более он не начнет творить сальто или откровенно опасные трюки вроде бесполезных прыжков с фонтана на асфальт. И уж точно – не станет позировать впустую. В нашей стране, да и во всем мире паркур разобрали по кирпичикам. Основная масса доморощенных трейсеров творит акрострит – уличную акробатику, имеющую практическую ценность лишь в качестве тренировки тела. Техника боя на прорыв почти повсеместно игнорируется. Тусовка более-менее организованных трейсеров, методично доведшая планку паркура до уровня международных фестивалей, начала этим зарабатывать себе на жизнь и сразу же переключилась на визуальную часть культуры, или, проще говоря, стала уделять большое внимания внешним понтам. Наконец, развелось полно ребят, которые просто мысленно поддерживают философию паркура, но не могут с утра пробежать простенький кросс. Все это не является чьей-то ошибкой. Ложное или неполное восприятие – участь любой новой культуры. Если бы проблема развития паркура была только в физической форме трейсеров, то пара лет переполненных спортзалов – и проблема бы исчезла. Дело в другом – в необходимости изменения человеческого восприятия. Пока паркур не утвердится в головах масс как нечто естественное, он нормой не станет. Очень сложно заниматься чем-то, что общество осуждает или не признает, особенно если у общества есть все основания так полагать. Вообразите себе человека, пинающего телевизор. Теперь представьте его же, но пинающего мяч. Второе нам кажется нормальным, а первое – нет. Хотя хрен редьки не слаще. Если человек говорит вам, что сейчас пойдет играть в теннис, это вызывает уважение. Если он при этом переодевается в специальную форму и следует правилам игры – еще лучше. С паркуром все наоборот. Увлекающийся паркуром в наше время – человек со странностями либо просто валяющий дурака. Человек, занимающийся паркуром профессионально – в массовом сознании наверняка псих. Негативная, или, по меньшей мере, несерьезная репутация трейсеров – нормальное явление. Нарисуйте в голове любой плакат на тему агитки карате. Хотя в карате главный принцип – убежать, никто не представит себе фигурку бегуна. В карате идут не для того, чтобы убегать. Туда идут, чтобы научиться драть задницы. И с этим ничего не поделаешь. Но попробуй затем докажи кому-то, что в боевых искусствах нет агрессии! Устоявшиеся стереотипы – вещь жесткая. То же и с паркуром. Уж если сами трейсеры для популяризации паркура вынуждены демонстрировать акробатические трюки, то чего говорить об обычных прохожих, которые в гробу видали прыгающую через головы гопоту? Какое тут уважение к паркуру? Так что все это естественно. Все новые культуры и увлечения проходят через стадию своеобразного отсева. Гитаре посчастливилось – струнные инструменты существуют очень давно, но всего пару сотен лет назад их признали полноценными солирующими инструментами. Сейчас ни один человек, молодой или пожилой, не постесняется заниматься игрой на гитаре. А вот, например, культуре рэпа повезло куда меньше. Сам по себе весьма техничный стиль исполнения утонул в массе откровенно примитивных текстов, музыки и образа жизни, и вывести рэп на уровень серьезного жанра уже, вероятно, никому не удастся. Учитывая современные тенденции молодежи менять пристрастия чуть ли не каждый месяц, можно ошибочно сделать вывод, что паркур исчезнет так же, как и появился. Нужно сделать поправку: исчезнет акрострит, а куча недостаточно волевых людей так никогда и не станут трейсерами. Паркур – не экстрим, не спорт и не мода. Это вариант натурального развития человечества, хотя и не единственный. Можно подводить итоги. Паркур полезен, естественен, а в ближайшем будущем станет необходимостью. Утвердится ли он в качестве нормы передвижения, или станет привилегией избранных, подобно боевым искусствам – большой вопрос. Ему предстоит пройти через стадии андеграунда, гламура, долгих споров по поводу признания его как вида спорта и завоевать массовое признание. Но в одном сомневаться не приходится: нам нужно об этой культуре хотя бы знать, нашим детям – уметь, а внукам придется этим жить.
|